Назначение, устройство, работа коробки передач ЗИЛ-130
Страница 1

Материалы » Реконструкция участка по ремонту агрегатов ООО "Транспорт-К" » Назначение, устройство, работа коробки передач ЗИЛ-130

Коробка передач служит для изменения крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к карданному валу, для движения автомобиля задним ходом и длительного разобщения двигателя от трансмиссии во время стоянки автомобиля и при движении его по инерции.

Во время трогания автомобиля с места, при движении на подъём с грузом крутящий момент на колёсах должен быть большим, чем при движении по горизонтальному участку дороги, когда автомобиль движется по инерции и сопротивление движению меньше. Для этого на автомобилях применяют шестерёнчатые коробки передач.

В шестерёнчатой передаче, состоящей из двух шестерён, из которых меньшая является ведущей, а большая ведомой, крутящий момент на ведомой шестерне будет большим во столько раз, во сколько число зубьев ведомой шестерни будет больше числа зубьев ведущей шестерни.

Число, получаемое от деления числа зубьев ведомой шестерни на число зубьев ведущей шестерни, называется передаточным числом. Если в передаче участвует несколько пар шестерён, то общее передаточное число получается умножением передаточных чисел всех пар шестерён, участвующих в передаче.

Для получения крутящего момента, различного по величине и необходимого для работы автомобиля в разных условиях, в коробке передач имеется несколько пар шестерён с различным передаточным числом.

Если между ведущей и ведомой шестернями поместить промежуточную шестерню и через неё передать крутящий момент, то ведомая шестерня изменит направление движения на обратное.

Коробка передач состоит из картера, первичного вала с шестерней, вторичного вала, промежуточного вала, оси шестерни заднего хода, набора шестерён и механизма переключения передач. Картер коробки передач отлит из чугуна и имеет верхнюю и боковую крышки, гнёзда для крепления валов и осей. В нижней и боковой стенках сделаны отверстия для слива отработанного масла и заполнения коробки свежим маслом.

Первичный вал (рис. 3.3) изготовлен из стали 25 ХГМ вместе с ведущей шестерней и венцом. Передним концом первичный вал установлен на подшипнике в выточке коленчатого вала, а задним в гнезде передней стенки картера. Установка первичного вала выполнена так, что только ведущая шестерня и венец помещены внутри картера, а на выступающей из коробки шлицованной части вала установлена ступица ведомого диска сцепления.

1-вал; 2-гайка; 3 и 6-замочные кольца; 4-подшипник; 5-ролики игольчатого подшипника; 7-тонкий край гайки, вдавливаемый в паз вала

Рис. 3.3 Первичный вал ЗИЛ-130

Вторичный вал имеет шлицы и передним концом опирается на роликовый подшипник, установленный в выточке первичного вала. Другой конец вторичного вала в выточке картера коробки установлен на шариковом подшипнике. На шлицах вторичного вала установлены передвижные шестерни и ступицы синхронизаторов. Шестерни могут перемещаться по шлицам вдоль вала. Ось вторичного вала совпадает с осью первичного вала.

Промежуточный вал состоит из шестерён различного диаметра, выполненных в виде блока или закреплённых на валу. Блок шестерён посажен на ось на роликовых подшипниках или вместе с валом на подшипниках установлен в гнёздах стенок картера. Промежуточный вал вращается всегда вместе с первичным валом, так как их шестерни находятся в постоянном зацеплении. Шестерни заднего хода одна или в виде блока из двух шестерён вращаются на оси, закреплённой в отверстиях стенок картера.

Механизм переключения передач служит для включения передач, установки шестерён в нейтральное положение и для включения заднего хода. Передачи включают перемещением шестерён или муфт синхронизатора на вторичном валу. В зависимости от количества передвижных шестерён или муфт синхронизатора определяют тип коробки. При двух передвижных шестернях или муфтах синхронизатора коробка будет двухходовая, а при трёх трёхходовая. В зависимости от числа передач, включаемых при движении вперёд, различают трёх, четырёх, пятиступенчатые коробки передач. Механизм переключения передач размещён на верхней или боковой крышке. Рычаг переключения передач может быть размещён непосредственно на крышке коробки или на рулевой колонке.

Страницы: 1 2 3 4 5

Самое популярное:

Система обеспечения безопасности движения поездов
Вопрос обеспечения безопасности движения поездов является ключевым для ОАО «РЖД» и неразрывно связан с общими результатами как работы, так и теми структурными преобразованиями, которые реализуются на железнодорожном транспорте. Итоги работы в новой структуре показывают, что реформиров ...

Проектирование судов
При определении основных элементов проектируемого судна, а также при их корректировке, производимой для улучшения каких-либо характеристик, необходимо учитывать взаимосвязь элементов судна с его ходовыми характеристиками. Обычно задача ставится следующим образом – выбрать элементы судна, ...

Организация и технология проведения капитального ремонта автобуса ПАЗ-3205
Автобусы ПАЗ - 3205 2-го класса категории М3 являются транспортным средством Семейство автобусов ПАЗ - 3205 включает следующие модели, указанные в таблице. ОАО "Павловский автобус" постоянно совершенствует конструкцию узлов и агрегатов автобуса, поэтому они могут нескольк ...

Разделы


Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.intotransport.ru