Ремонт и обслуживание трансмиссии автомобилей УАЗ
В 2008 г. исполнилось 43 года с начала производства автомобиля УАЗ–452. Поскольку за это время машина сменила только индекс, а внешний вид и конструкция остались прежними, ее можно назвать рекордсменом автомобильного долгожительства. При этом замены ей нет. До сих пор множество таких автомобилей эксплуатируют даже в крупных городах, а жизнь в российской глубинке вообще невозможна без полноприводных «буханок». «Санитарки», большая часть машин аварийных служб, работающих в сельской местности, созданы на базе УАЗ–452. Трудно представить, скольким людям санитарные «буханки» спасли жизнь за сорок с лишним лет. Эту машину также облюбовали и военные, ведь УАЗ-452 способен преодолевать снежный покров толщиной 50 см, двигаться по танковой колее и при этом везти до 800 кг груза…
А начиналось все весной 1955 г., когда конструкторы Ульяновского автозавода получили задание спроектировать на шасси ГАЗ-69 автомобиль грузоподъемностью 800 кг. Первые опытные образцы подготовили уже через несколько месяцев. Поскольку ГАЗ-69 имел короткую колесную базу (2300 мм), разместить 800 кг груза было возможно только при вагонной компоновке машины. Ее создавали в двух вариантах: грузовик с деревянной бортовой платформой и цельнометаллический фургон с задней двустворчатой дверью. Для обеспечения жесткости кузова на крыше фургона сделали поперечные ребра жесткости, в результате сверху машина напоминала нарезной батон, отсюда с легкой руки заводских испытателей и пошло прозвище «буханка». К серийному выпуску приступили в октябре 1958 г.
Семейство состояло из трех модификаций: УАЗ-450Д - бортовой грузовик, УАЗ-450 - фургон, а унифицированный с ним санитарный автомобиль получил индекс УАЗ-450А. Все они были полноприводными. На них устанавливали форсированные нижнеклапанные двигатели ГАЗ-69 (2,432 л, 62 л.с.), трехступенчатую основную коробку передач и двухступенчатую раздаточную. УАЗ-450 стал первым отечественным серийным грузовым автомобилем с кабиной, размещенной над двигателем.
В конце 1950-х гг. возросла потребность в недорогих развозных грузовиках, и в 1961 г. завод начал производство заднеприводных машин на базе УАЗ-450. Фургон с колесной формулой 4х2 получил индекс УАЗ-451, бортовой грузовик - УАЗ-451Д, медицинский автомобиль УАЗ-451А. Внешний вид не изменился, за исключением появления боковой двери на фургонах.
В середине 1960-х гг. грузовые «уазики» существенно модернизировали. В 1965 г. на них стали устанавливать верхнеклапанный двигатель ГАЗ-21 (2,445 л, 70 л. с.) и четырехступенчатую коробку передач. Также существенно изменилось оформление передней части кабины. Первой машиной нового поколения стал полноприводный бортовой грузовик, получивший название УАЗ-452Д. Конструкцию остальных представителей семейства изменили только в 1966 г. Соответственно фургон назвали УАЗ-452, «санитарку» — УАЗ–452А, также появился десятиместный автобус — УАЗ–452В.
Модернизация коснулась и заднеприводных версий, но их названия почти не изменили, только в индексе добавилась буква «М». При этом грузоподъемность машин с колесной формулой 4х2 увеличилась до 1000 кг. На базе УАЗ-451М Луцкий машиностроительный завод выпускал рефрижератор ЛуМЗ-946 грузоподъемностью 500 кг. Для нужд армии и спецслужб многие авторемонтные заводы выпускали оригинальные штабные автобусы на базе УАЗ-452. В мае 1966 в Москве состоялась международная выставка сельхозтехники с участием представителей 20 стран мира. По решению жюри грузовой автомобиль УАЗ-452Д был удостоен золотой медали. Этот автомобиль стал незаменимым помощником тружеников сельского хозяйства страны, благодаря маневренности, проходимости и неприхотливости в эксплуатации.20 августа 1966 года УАЗ награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Также существовало множество модификаций «буханок», не пошедших в серийное производство. Еще в начале 1960-х гг. проходил испытания санитарный вариант, оснащенный гидропневматической подвеской. Он имел отличную плавность хода, но оказался слишком сложным для серии. Опытной партией выпустили седельный тягач УАЗ-452П с полуприцепом УАЗ-752. В 1973 был построен экспериментальный шестнадцатиместный автобус УАЗ-452К . На базе этого автобуса были разработаны реанимационные автомобили "Медея" для нужд грузинских горноспасателей. Но это проект не был похоронен - автомобиль выпускался с 1989 по 1994 кооперативом «Вездеход» из грузинского города Болниси.
Позже, 18 февраля 1974 с конвейера сошел миллионный УАЗ. Этим автомобилем был УАЗ-452 (фургон) завоевавший к тому времени большую популярность среди автомобилистов. Ещё позже, 16 февраля 1976 автозавод был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени, а 27 декабря государственный Знак качества присвоен «буханочному» двигателю УМЗ-451М, а вслед за двигателем, в ноябре 1977 уже сам УАЗ-452 получил тот заветный пятиугольничек со звездой и надписью «СССР» .
После проведенной в середине 1960-х гг. модернизации «буханки» вплоть до середины 1980-х гг. выпускали без изменений. Действительно ли автомобиль был идеальным или конструкцию не меняли из-за застойной экономики? Конечно, недостатки у УАЗ-452 есть. Прежде всего, посредственная топливная экономичность и плохая пассивная безопасность. Но дело в том, что до середины 1970-х гг. эти факторы не имели большего значения. Бензин стоил копейки, а интенсивность автомобильного движения была невысока, соответственно, и вероятность ДТП намного меньше, чем в наше время. Вместе с тем другой машины такого класса, пригодной для эксплуатации в сельской местности, попросту не существовало. Ведь по проходимости полноприводная «буханка» лишь немного уступала УАЗ-469, а простота конструкции позволяла произвести ремонт в любом гараже без применения специальных инструментов. Незаменим автомобиль и в армии, до развала СССР около 40 % произведенных заводом УАЗ-452 отгружали Вооруженным силам.
Довольно эффективными оказались и заднеприводные УАЗ-451М. В начале 1970-х гг. из грузовиков в городах в основном использовали ИЖ-2715 грузоподъемностью 350 кг, расходовавший 11 л на 100 км, УАЗ-451М (1000 кг, 15 л на 100 км) и ГАЗ-51А (2500 кг, 21,5 л на 100 км). Интересно, что самым дорогим был маленький ИЖ-2715, в 1975 г. его оптовая цена составляла 2310 руб., УАЗ-451М тогда стоил 1800 руб., а самым дешевым был ветеран ГАЗ-51А - 1200 руб. Сейчас принято считать экономику СССР неэффективной, дескать, заводы производили в огромных количествах большие, никому не нужные грузовики. Но цифры показывают, что самым выгодным в эксплуатации оказался как раз более тяжелый ГАЗ-51А, который не только был самым дешевым, но еще и значительно превосходил легкие машины по ресурсу. Вместе с тем и грузовые УАЗы были нужны для перевозки мелких партий.
Теперь перейдем к новейшей истории «буханки». В 1985-1989 гг. семейство УАЗ-452 в очередной раз модернизировали. Двигатель остался прежним, но его мощность увеличили до 90 л. с. Автомобили получили двухконтурный привод тормозов с вакуумным усилителем, модернизированные мосты с измененными передаточными числами. Поменяли и названия. Теперь бортовой грузовик стал называться УАЗ-3303, фургон - УАЗ-3741, автобус - УАЗ-2206, санитарный автомобиль - УАЗ-3962.
Все усовершенствованные машины имели колесную формулу 4х4, заднеприводные модификации сняли с производства. После развала СССР спрос на грузовые УАЗы по-прежнему оставался высоким. В начале 1990-х гг. лучше продавались бортовые грузовички и фургоны, покупаемые мелкими предпринимателями. Но после появления «Газели» спрос на них упал. В середине 1990-х гг. хорошо пошла «санитарка» УАЗ-3962. Дело в том, что в советское время УАЗы не поступали в свободную продажу, в результате на машины возник так называемый отложенный спрос. Недорогие «буханки» покупали преимущественно сельчане. А «санитарки» лучше продавались потому, что для управления ими, в отличие от автобусов, достаточно было иметь в водительских правах категорию «В». С середины 1990-х гг. специально для жителей села начали выпускать серию грузопассажирских автомобилей с удлиненной кабиной, получившую название «Фермер» и включающую несколько моделей. УАЗ-З909 рассчитан на перевозку семи человек и 475 кг груза, УАЗ-39091 способен перевезти пять человек и 675 кг. Также существовала модификация УАЗ-39091- военная санитарная машина с красным крестом на крыше и на капоте (цвет - защитный). С 1997 г. на часть «буханок» стали устанавливать новый двигатель УМЗ-4218 (2,89 л, 98-100 л. с.). Появились варианты с удлиненной платформой, в результате грузоподъемность возросла до 1300 кг. Количество версий в семействе «Фермер» увеличилось. В 1996 г. завод начал выпуск многоцелевого удлиненного шасси УАЗ-2746, на базе которого собирают различные специализированные автомобили: самосвалы, топливозаправщики и т. д. В результате расширения модельного ряда к концу 1990-х гг. производство грузовых УАЗов составляло 2/3 от всех выпускаемых заводом машин.
Однако в начале 2000-х гг. ситуация поменялась. Новое руководство завода существенно сократило модельный ряд грузового семейства. Прекратились работы и по модернизации «буханки». Обидно, ведь сейчас спрос на ульяновские грузовые автомобили и автобусы по-прежнему очень высок, поскольку у нас нет другой такой машины, способной работать в условиях бездорожья. В настоящее время автопарк на селе изношен и требует замены. В последнее время «буханки» популярны у путешественников, рыболовов, охотников. Частные мастерские проводят комплексные работы по их совершенствованию, направленные на улучшение потребительских качеств, салон делают более комфортабельным, изменяют параметры подвески, экспериментируют с новыми двигателями. Установка турбодизеля ЗМЗ-514 не только позволяет с запасом уложиться в современные экологические нормы, но и полностью изменяет характер машины.
Существенно улучшаются динамические характеристики, при этом расход топлива не превышает 10л на 100 км даже в городских условиях. Однако Ульяновский завод такие двигатели на «буханку» не устанавливает, руководство отвечает, что для этого надо менять кузовные штампы. В то время как для установки ЗМЗ-514 необходимо заменить всего лишь одну кузовную деталь - стенку моторного отсека, соответственно изготовить один новый штамп. Внешность менять нет необходимости, она и так достаточно стильная, дизайн 1960-х гг. придает «буханке» шарм ретроавто.
На данный момент машины поступают в розничную продажу. В 2007 году их было выпущено более 40 тысяч. Сегодня машины оснащаются впрысковыми двигателями УМЗ-4213 (2,9 л, 99 л.с.), отвечающими нормам Евро-3. Выпуск этих машин будет продолжаться как минимум до середины 2010 года, когда вступят в силу новые правила сертификации автомобилей с двумя обязательными краш-тестами по европейским правилам.
- Технические характеристики УАЗ-2206
- Возможные неисправности сцепления, их причины и методы устранения
- ТО и ремонт коробки передач
- Возможные неисправности коробки передач, их причины и способы устранения
- Объем работ по видам технического обслуживания
Самое популярное:
Совершенствование состояния технического сервиса КСУП "Челющевичи"
Для подъема сельского хозяйства большое внимание должно уделяться
укреплению его материально-технической базы. Недостаточный уровень обновления
парка машин вынуждает сельскохозяйственных производителей затрачивать много
труда и средств на поддержание машин в работоспособном состоянии. Оте ...
Оценка показателей надежности автосцепки
Автосцепное устройство служит для сцепления вагонов между собой
и с локомотивом, удержания их на определённом расстоянии друг от друга,
восприятия, передачи и смягчения действия растягивающих (тяговых) и сжимающих
(ударных) усилий, возникающих во время движения в поезде и при манёврах. От ...
История развития ВАЗ-2106
ВАЗ-2106 начали выпускать в Тольятти в 1976 году. От «тройки»
он отличался более мощным двигателем, объёмом 1,6 литров, изменённым кузовом и салоном. На момент своего появления это был самый престижный и
комфортабельный автомобиль. Он стал самым массовым автомобилем Волжского
завода. С на ...