Форма обводов оконечностей судна
Страница 1

Материалы » Проектирование судов » Форма обводов оконечностей судна

Форма обводов носовой и кормовой оконечностей проектируемого судна выбирается так, чтобы обеспечить высокие пропульсивные качества, а следовательно снизить мощность СЭУ с учетом степени технологичности конструкции.

В процессе выбора формы обводов носовой оконечности рассматриваются следующие вопросы: форма носовой ветви строевой по шпангоутам и носовой ветви КВЛ, угол притыкания носовой ветви КВЛ к ДП, форма носовых шпангоутов и форштевня.

Рис. 48. Протяженность заострений и цилиндрической вставки

Форма носовой ветви строевой по шпангоутам (прямая, выпуклая, вогнутая), носовой ветви КВЛ и форма носовых шпангоутов (U-образная или V-образная) (рис. 49) геометрически связаны между собой и выбирается в зависимости от относительной скорости судна. Так, например, вогнутая строевая и выпуклая ветвь КВЛ предопределяют V-образные шпангоуты, выпуклая строевая и вогнутая ветвь КВЛ – U-образную форму.

Рис. 49. Формы строевой, ватерлиний и шпангоутов

Л.М. Ногид рекомендовал применять выпуклую форму строевой при Fr <

0,21-0,22, прямую при Fr = 0,22-0,28 и вогнутую при Fr >0,28. Для носовой ветви КВЛ тем же автором даны следующие рекомендации:

Fr <

0,21 – выпуклая;

Fr

= 0,16 – 0,19 – прямая или умеренно вогнутая;

Fr

= 0,20 – 0,22 – прямая или вогнутая;

Fr

= 0,22 – 0,32 – умеренно вогнутая;

Fr > 0,32 – прямая.

Носовым шпангоутам в надводной части корпуса следует, придавать развал, для лучшей всхожести судна на волну. Однако развал шпангоутов не должен быть чрезмерным, поскольку при быстром вхождении уширенной части корпуса в воду при килевой качке, вода, выдавливаемая корпусом, выбрасывается вверх и в виде брызг попадает на надстройки и палубы, что, может привести к разрушению палубных конструкций.

Подводная часть форштевня может, быть вертикальной, наклонной или бульбовой. Особая форма подводной части форштевня придается ледокольно-транспортным судам. Для большинства современных транспортных судов применяется прямой наклонный форштевень, имеющий уклон 15 – 30°. Носовые бульбы применяются с целью снижения волнового сопротивления. Для быстроходных судов, снижение сопротивления достигается за счет благоприятной интерференции волновых систем, создаваемых бульбом и корпусом, что приводит к уменьшению высоты носовой волны. Для тихоходных судов применение бульбов позволяет сместить часть объема в носу в прикильную область и за счет этого заострить ватерлинии вблизи КВЛ, что улучшает обтекание водой носовой оконечности. Основными характеристиками бульбов являются их длина Lб, ширина Вб, высота Нб, подъем Нбп и площадь сечения на носовом перпендикуляре ωб (рис. 50). В зависимости от сочетания этих характеристик формы бульбов; могут; быть весьма разнообразными – каплевидными, грушеобразными, таранными, коническими, цилиндрическими и пр.

Рис. 50. Основные характеристики бульба

Протяженность бульба измеряется в долях длины корпуса lб = Lб/L. Для различных диапазонов относительных на основе экспериментальных данных можно рекомендовать следующие зависимости для lб.

lб = 0,051 – 0,115 Fr ± 0,006 при 0,17 < Fr < 0,21;

lб = 0,102 – 0,300 Fr ± 0,006 при 0,24 < Fr < 0,27;

lб = 0,051 – 0,116 Fr ± 0,006 при 0,27 < Fr <0,32.

Ширина бульба в долях ширины судна изменяется в пределах Вб/В = 0,145 ± 0,025.

Подъем бульба можно найти с помощью угла ψб между его нижней кром-кой и ОП, значение которого (в градусах) определяйся по формуле

ψб = 34 –105 Fr.

Объем бульба за носовым перпендикулярой составляет приблизительно 2% от объемного водоизмещения судна. Коэффициенты полноты бульба по отношению к его объему и размерам следующие: βб = 0,69 ± 0,09, φб = 0,76 ± 0,04.

Отношение площади поперечного сечения бульба к площади миделя называется развитостью бульба ωб. Ее значение в зависимости от числа Фруда:

ωб = 0,010 + 0,25 при Fr < 0,20;

ωб = 0,017 + (1,89 Fr – 0,311)2 при Fr > 0,24.

Максимальное снижение сопротивления (для быстроходных судов) ΔR = 13 – 15 % достигается при fб = 0,15 – 0,16, однако на практике применяются бульбы значительно меньших размеров fб ≈ 0,05, обеспечивающие ΔR = 5 – 8 %. Объясняется это тем, что сильно развитые бульбы неудобны в эксплуатации – затрудняют маневрирование, повышают сопротивление при ходе судна в балласте, затрудняют отдачу якорей.

Страницы: 1 2 3

Самое популярное:

Грузоведение
Спрос на грузовые автомобильные перевозки во многом опре­деляется динамикой и структурой изменения объемов производ­ства в стране, а также платежеспособностью предприятий и орга­низаций всех отраслей экономики. Следует учитывать, что экономика и перевозки взаимно влияют друг на друга ...

Эксплуатация локомотивов и локомотивное хозяйство
Локомотивное хозяйство обеспечивает выполнение планов и перевозок грузов и пассажиров исправными локомотивами, соответствующими по своему техническому состоянию Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ. Ремонтная база локомотивного хозяйства оснащена современным механизиров ...

Станционные разветвленные рельсовые цепи
Разветвленные рельсовые цепи применяют для контроля свободности стрелочных участков (секций) при установке маршрутов в системе электрической централизации. Как правило, в разветвленную РЦ включается одна или две одиночных стрелки, а на парковых путях до трех стрелок или одна или две ...


Разделы


Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.intotransport.ru